Приёмы агитации Политического театра Эрвина Пискатора в современной международной тележурналистике

Авторы

  • Е.А. Шитова Санкт-Петербургский государственный университет Автор

Ключевые слова:

политический театр, тележурналистика, ток-шоу, политическая агитация

Аннотация

Работа посвящена исследованию функционирования агитационных приёмов Политического театра Эрвина Пискатора в тележурналистике России и США. Эрвин Пискатор – один из крупнейших немецких театральных режиссёров ХХ века. В 1920-х годах он создал новаторский проект Политического театра, который был призван формировать политическое сознание зрителей посредством различных приёмов агитации. В 2023 году приёмы агитации Политического театра используются на телевидении России и США с целью сформировать взгляды телезрителей на актуальную внешнюю и внутреннюю политику этих государств. В данном исследовании изучена специфика функционирования агитационных приёмов Пискатора в политических ток-шоу России и США. Доминантой агитационных приёмов, унаследованных от традиции Политического театра, и в России, и в США является их изобразительный характер.

Библиографические ссылки

Айснер Л. Демонический экран / Пер. с нем. К.Тимофеевой. М.: Rosebud Publishing; Пост Модерн Текнолоджи. 2010. – 240 с.

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 . – 384 с.

Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда: очерк теории и практики: [учеб.пособие для вузов по спец. «Журналистика»]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1984. – 375 с.

Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Под общей редакцией Я.Н.Засурского. – М.: ИКАР; Факультет журналистики МГУ, 1998. – 204 с.

Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В.Анисимовой и Ю.В.Марковой. Отв. ред. и предисл. Н.А.Шматко. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 157 с.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды – М.: «Прогресс», 1981. – 279 с.

Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем Пресс, 2004. – 624 с.

Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М.: Викон, 1996. – 102 с.

Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создаётся образ врага: статьи разных лет: монография / И.М.Дзялошинский, М.И.Дзялошинская. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 316 с.

Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. – М.: «Гуманитарный институт», 2006. – 49 с.

Долгова Ю.И. Политическая пропаганда на телевидении: особенности модели и технологий (по материалам избирательных кампаний 1999-2000 гг.) : специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Долгова Юлия Игоревна. – Москва, 2002. – 206 с.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: «Эксмо-Пресс», 2002. – 831 с.

Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М.: Искусство, 1977. – 320 с.

Ласуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне.: перевод с англ. / Г.Д. Лассуэлл; РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.- информ. исследований, Отд. политической науки, Отд. социологии и социальной психологии; сост. и переводчик В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко; вступ. статья Д.В. Ефременко, И.К. Богомолова. – Москва, 2021. — 237 с.

Ленин В.И. О пропаганде и агитации. М.: Политиздат, 1978. – 240 с.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: «Ээсти Раамат», 1973. – 76 с.

Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв.: Национальный стиль и формирование режиссуры. – М.: Наука, 1992. – 355 с.

Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Питер, 2006. – 159 с.

Пиотровский А.И. Кинофикация искусств. Л.: Издание автора, 1929. – 48 с.

Пискатор Э. Политический театр. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1934. – 235 с.

Почепцов Г.Г. Имиджеология. Киев: Ваклер, 2001. – 698 с.

Пудовкин В.И. Собрание сочинений. Т. 2: О себе и своих фильмах. Издательство: Б. м.: Б. и., 1975. – 275 с.

Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в немецком экспрессионизме 1910-1920-х годов. – СПб: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2018. – 122 с.

Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в Германии первой трети ХХ века // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. : 17.00.01 – Театральное искусство. – Российский государственный институт сценических искусств. – Санкт-Петербург: 2016. — 216 с.

Сонди П. Теория современной драмы. М.: V-A-C Press, 2020. – 146 с.

Турчин В. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.

Эйзенштейн С.М. Монтаж // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.156-188.

Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.269-273.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. – С.288-419.

Alyssa Allen. The change in US television news throughout the Cold War // The Alexandrian XI, no. 1 (2022). 29 p.

Chomsky Noam. Necessary illusions: though control. South End Press, Pluto Press, 1989. 424 p.

Lichtenberg Drew. The Piscatorbüchne century. Politics and aesthetics in the modern theater after 1927. Routledge, 2021. 306 p.

Rühle Gü Theater in Deutschland 1887-1945: Seine Ereignesse — seine Menschen. Fischer, 2007. 1282 p.

Бейдина Т.Е., Макарова Т.Б., Макарова Ю.О., Эрдынеева К.Г. Роль пропаганды в государственной внутренней и внешней политике США и в системе управления миром // Вестник ЗабГУ. 2016. №12. – С.44-50.

Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Политические ток-шоу на различных телеканалах. // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Том 23. №2. – С.234-245.

Джукман Э.Р.Н., Лысякова М.В. Ток-шоу как жанр телевизионной журналистики и лингвистический феномен // Современное педагогическое образование, 2020. №1. – С.116-121.

Колязин В.Ф. Пискатор: судьба театральной идеи и трагедия художника эпохи диктатур // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. — С. 5-17.

Коренюшкина С.И. Пропаганда: трансформация мобилизационного потенциала // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. №1 (34). – С.111-115.

Коданина А.Л., Рязанов А.В. Роль и Место общественно-политических ток-шоу на российском телевидении // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1 (35). – С.151-156.

Клюев Ю.В. Политические ток-шоу на телевидении: знание через зрелищность / Ю. В. Клюев, Д. В. Зубко // Век информации. – 2017. – № 2-1. – С. 87-88.

Ланге Х.-Й. «В мясорубке». Эрвин Пискатор поставил Сартра. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – C.301-303.

Макарова Т.Б. Политическое манипулирование как инструмент укрепления государственной власти в США // Вестник ЗабГУ. 2015. №3 (118). – С.107-113.

Марлин И.Д. Политические ток-шоу как информационный ресурс в политической системе современной России / И. Д. Марлин, М. В. Константинова // Молодежь и наука XXI века. Общество, государство и право в историческом контексте: материалы I Региональной научно-практической конференции для преподавателей, студентов и аспирантов, Красноярск, 23 апреля 2018 года / ответственный редактор М.В. Константинова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. – С. 15-16.

Пискатор Э. Выступление на коллоквиуме союза немецких архитекторов и Академии искусств по вопросам театральной архитектуры // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. — С.544-548.

Пискатор Э. Политический театр сегодня. Когда дело касается всей нации, театр не может оставаться в стороне. Статья, 1965 г. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – С.570-580.

Пискатор Э. Техника — художественная необходимость современного театра. Доклад для 32-го конгресса Немецкого общества театральной техники. Маннхайм, 28 июля 1959 г. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – С.522-543.

Письмо Эрвина Пискатора Сергею Эйзенштейну, 1934 г. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. — С.204-206.

Симакова С.И. Визуальный поворот — новая философия образа в средствах массовой коммуникации // Вестник ЧелГУ, 2018. №10 (420). – С.225-232.

Соломкина Т.А. Кинематографические спектакли Эрвина Пискатора: «Гопля, мы живём!» Э.Толлера и «Похождения бравого солдата Швейка» Я.Гашека // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. – М.: Политическая энциклопедия, 2022. – C.51-52.

Соломкина Т.А. Пластическая выразительность немецкого экспрессионистского актера на сцене и на экране. 1914-1921 гг. // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. №1 (36). – С.148-154.

Соломкина Т.А. Театральный экспрессионизм Германии: синтез кинематографических и театральных приёмов на сцене / Т. А. Соломкина // Научное мнение. – 2014. – № 10-1. – С. 128-133.

Ткачева Е.А. Режиссеры немецкого экспрессионизма. От театра к кино // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. №3 (28). – С.183-187.

Фишер-Лихте Э. Политический театр Эрвина Пискатора. От 1920-х до 1960-х // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – С.18-32.

Эйзенштейн С.М. Монтаж // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.156-188.

Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.269-273.

Коган Э. А. Политический театр Эрвина Пискатора : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения : (17.00.01) / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград, 1977. — 20 с.

Загрузки

Опубликован

2023-05-25

Выпуск

Раздел

Статьи